Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства РФ №1138-р от 29.04.2021 (далее – Концепция). В Концепции отражены итоги деятельности уголовно-исполнительной системы с 2010 по 2020 год, вызовы, стоящие перед системой и основные направления её развития, а также цели Концепции.
Одним из главнейших направлений является изменение подхода к содержанию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В Концепции указывается, что их вина не установлена вступившим в законную силу приговором суда, а целью содержания в следственных изоляторах является не наказание, а изоляция. Для реализации прав подозреваемых и обвиняемых планируется:
- расширение перечня дополнительных платных услуг;
- совершенствование системы мер поощрения и взыскания;
- расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
- создание лицам, содержащимся под стражей, условий для занятия спортом вне камер.
Что касается содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, то также предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих:
- увеличение количества свиданий осужденных с родственниками;
- увеличение количества посылок, разрешенных к получению осужденными;
- увеличение количества телефонных разговоров осужденных с родственниками;
- оптимизацию перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать;
- упрощение порядка передачи книг подозреваемым, обвиняемым и осужденным;
- реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление и получение электронных писем, а также электронное обращение к уполномоченным по правам человека;
- обеспечение приватности при установлении санузлов во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- создание коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил;
- обеспечение возможности приобретения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в магазинах при учреждениях уголовно-исполнительной системы продуктов питания и предметов первой необходимости более широкого ассортимента и качества, а также регулирования цен на товары;
- обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками;
- обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных при организации специальных перевозок, включая соблюдение стандартов полезной площади на одного человека, питания;
- обеспечение создания доступной среды для инвалидов как из числа подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и из числа посетителей учреждений уголовно-исполнительной системы;
- увеличение норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах;
- повышение норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, на мирное время;
- улучшение порядка обеспечения осужденных к принудительным работам одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств;
- улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях.
Отдельный раздел Концепции посвящён совершенствованию медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Среди прочих одним из направлений развития и совершенствования уголовно-исполнительной системы, которое планируется реализовать до 2024 года, будет создание учреждений объединённого типа. В указанных учреждениях планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре.
Реализация положений Концепции планируется в 2 этапа (первый с 2021 по 2024 год, второй с 2025 по 2030 год), на первом из которых должны быть разработаны проекты нормативно-правовых актов, направленных на эту реализацию. Надеюсь, что Концепция в части расширения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных будет реализована в кратчайшие сроки.