Изменения в Налоговый кодекс, связанные с криптовалютой
На протяжении нескольких лет не утихают разговоры об активном внедрении в нашу жизнь таких понятий как цифровая валюта или криптовалюта. Очень часто речь идёт об обязательной необходимости детального законодательного регулирования указанной сферы.
Вступающий в законную силу с 01.01.2021 Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не снимает всех имеющихся вопросов.
На многих научных мероприятиях, посвящённых проблематике экономических и должностных преступлений, поднимался вопрос о том, что криптовалюта активно внедряется в нелегальные сферы жизни, для оплаты товаров, изъятых из оборота, уклонения от уплаты налогов, финансирования противоправной деятельности и легализации средств, приобретённых преступным путём.
В Государственную Думу Российской Федерации 01.12.2020 внесён законопроект №1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на урегулирование отношений в сфере цифровой валюты. Субъектом законодательной инициативы выступило Правительство Российской Федерации.
В настоящее время у налоговых органов отсутствует информация об открытых российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации криптовалютных кошельках и осуществляемых операциях по ним.
Согласно предлагаемым изменениям, для целей Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) цифровая валюта признается имуществом.
Статью 23 НК РФ планируется дополнить обязанностью налогоплательщиков сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты.
Указанная информация представляется в налоговый орган в случае, если за календарный год сумма поступлений цифровой валюты лицу (без учета поступлений, при которых распоряжение на перевод давалось указанным лицом, в том числе через третьих лиц) или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе распоряжаться, в том числе через третьих лиц, этой цифровой валютой (без учета списаний, при которых лицом, получающим право на распоряжение цифровой валютой, в том числе через третьих лиц, в результате такой операции является указанное лицо), превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тысячам рублей.
Первым отчётным календарным годом, в случае принятия федерального закона, планируется 2021 год, а соответствующие сообщения должны быть представлены в налоговый орган не позднее 30 апреля 2022 года.
Банки в связи с осуществлением налогового контроля предлагается обязать выдавать налоговым органам выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, и наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях, если операции на счетах указанных лиц в банке связаны с операциями по переводу цифровой валюты.
Проектом федерального закона, путём внесения изменений в статью 129.1 НК РФ, предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
За неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, предлагается ввести ответственность путём дополнения НК РФ статьёй 129.15. За совершение указанного налогового правонарушения предлагается ввести ответственность в виде взыскания штрафа в размере 40 процентов от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Таким образом, Правительство сделало очередной шаг в сторону урегулирования отношений, связанных с криптовалютой. Ждём дальнейшего законодательного регулирования в этом направлении, в том числе и анонсированных ранее изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации.