Короновирус. Кратко об актуальном.

Несмотря на обстоятельства, названные в Указе Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» чрезвычайными и непредотвратимыми, течение жизни продолжается и после некоторого перерыва в публикациях, вновь обратим внимание на основные аспекты происходящего в юридическом многообразном мире. Коль скоро власти, почти в самом начале печальных событий упомянули о непреодолимой силе, то и первая статья на нашем сайте в «коронавирусный период» пусть будет об этом. В дальнейшем будут представлены точки зрения на иные вопросы нашей новой реальности.   

По общему правилу, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

 Аналогичные нормы содержатся и в статье 7.1.7. "Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)" (1994 год). Напоминаем, что Всемирной организацией здравоохранения распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) признано пандемией. 

  Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8-10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»:

  - для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер, а именно:

  а) требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

  б) обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

  - Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

  - Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

  -  Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).

  Применительно к государственным и муниципальным контрактам (ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 36, ч. 9 ст. 54, ч. 15 ст. 78, ч. 3 ст. 80, ч. 21 ст. 83, ч. 16 ст. 83.2, п. 9 ч. 1 ст. 93, ч. 9 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») наступление обстоятельств непреодолимой силы может повлечь:

  - право заказчика отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до заключения контракта;

  - возможность приостановить подписание контракта;

  - право заказчика закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

  - признание конкурса несостоявшимся и возврат победителю конкурса денежных средств, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (если обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней);

  - освобождение от уплаты стороной по контракту неустойки.

Сам по себе факт наличия обстоятельств непреодолимой силы, несмотря на то, что он признан общеизвестным, может и не применяться к отдельным договорам на исполнение которых обстоятельства связанные с коронавирусной инфекцией напрямую не повлияли. Отечественные суды традиционно руководствуются положениями  подпункта "н" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 года № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и аналогичными положениями регионального законодательства, в соответствии с которыми Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.

  В качестве документа, подтверждающего факт наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), выступают соответствующие сертификаты о форс-мажоре, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации либо заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданные региональными торгово-промышленными палатами.

Оставить комментарий

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.

Новости автора